Текущее время: 21 сен 2018, 11:49




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Крым-Монголия-2011. Путевые заметки
СообщениеДобавлено: 02 сен 2011, 11:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"...Есть такая теория:
вселенная и время бесконечны, значит,
любое событие неизбежно. Даже невозможное..."
Трасса 60 (Interstate 60)


Пролог.

3 августа 2010 года. Вторник.
… колеса машин наматывали последние километры. За бортом осталось 15000 километров российских дорог и 17 дней пути... Впереди лежал Симферополь. Два автомобиля двигались к дому. В каждом из них молча сидели по два человека. Каждый сосредоточенно думал о своем, но у каждого в мозгу пульсировала мысль: "Что бы я еще когда-нибудь!… Так далеко!... С этими!... НИКОГДА!!!"…
Экспедиция "Крым-Байкал" подходила к концу…


...
Прошло пол-года…
...

В один из весенних дней у меня звонок. Знакомый голос в трубке сходу:
- Привет! Как насчет Монголии?
- Хм.. Ну, я еще не думал… А когда? ...
- Как и прошлый раз
- Это же еще не скоро… Да и дорого… А что есть желающие?... А кто едет?
- Старая команда. Все согласны. Слово за тобой...
- ДА!!!

Таким образом, судьба предстоящей экспедиции была предрешена…


Часть 1. Украина.

"...Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь
кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные,
нам уже не страшны..."
Бернард Вербер.
Империя ангелов


Описывать сборы и подготовку в дальнюю экспедицию, думаю не стоит. Кто собирался – поймет, а кто не ездил, тому все равно. Подготовка машин, подбор снаряжения, продуктов, разработка маршрута, оформление страховок, различных разрешений, пропусков, подбивание "хвостов" по работе, покупка сувениров…
В итоге, субботним утром 23 июля 2011 года, в 7.00 по местному времени два экипажа на автомобилях TLC покинули пределы г.Симферополя и взяли курс на Россию.

01.JPG


Как и в прошлом году состав экспедиции состоял из двух экипажей:

02.jpg


TLC105 – Сергей-Дмитрий
Сергей:

03.jpg


Дима:

04.jpg


TLC80 – Влад и скромный автор этих строк.
Влад:

05.jpg


Я:

06.JPG


...Монголия граничит с двумя государствами – Россией и Китаем. Поскольку въезд через Китай для нас является не совсем удобным, в этот раз решено было переходить границу Монголии с Россией. На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран (читай Украина) возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Поскольку впечатления прошлого года о путешествии в районе Улан-Удэ и Усть-Баргузина в памяти были еще свежи, вторгаться в Монголию решили через Алтай, а это означало знакомый нам по прошлому году фрагмент пути через Самару-Челябинск-Омск-Новосибирск, а обратный путь через Казахстан...

07.jpg


Как говорится самая короткая дорога та, которую знаешь. Поэтому уже в 18 часов, преодолев первые 850км мы были на погранпереходе "Просяне-Бугаевка" который проходили и в прошлый раз. На таможне оказались работники которые нас помнили еще по прошлому году, процедура прохождения была знакома, поэтому уже через полтора часа (вместе с ожиданиями в очереди) мы были на территории сопредельного государства. Решив, что для разминки и первого дня достаточно, отъехали пару десятков километров от границы, перевели часы на час вперед и разбили лагерь в чудесном месте на берегу подсолнухового моря.

08.jpg


До границы с Монголией оставалось 4500км…

(с) Владимир Мельников

...продолжение следует...


Последний раз редактировалось Аяй 02 сен 2011, 12:05, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 сен 2011, 11:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 2. Россия.

"...Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно.
Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, всё равно, любезной ему или даже
неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей
разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир
дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на
воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем;
и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости..."
Сергей Аксаков.


... В первом же крупном населенном пункте попавшемся на нашем пути в этот день, г.Богучар, мы были остановлены доблестными российскими ГИБДДшниками. Просто было воскресенье, в городе какая-то ярмарка, дороги перекрыты и стражам порядка делать было особо нечего. А тут такое! Ну, обмен любезностями… "Куда? Зачем? А нафиг вам это надо?"… Что бы не тратить в начале путешествия наше драгоценное время на интервью, Влад, по причине начала путешествия находившийся еще в добром расположении духа, полез в специальный ящичек, в котором для подобных случаев были припасены специальные сувениры в виде 250 грамовых бутылочек водочки и коньячка и торжественно вручил сувенир стражу порядка.
- Так нас же трое! – произнес тот с надеждой заглядывая в недра сувенирохранилища.
- Так нам же еще далеко ехать! – с наивной улыбкой парировал Влад, и дабы показать, что торг дальше не уместен, в дополнение к сувениру вручил наклейку Крымского клуба 4х4 с пожеланиями приклеить ее себе на … служебный автомобиль. В общем, тот редкий случай, когда водитель и ГИБДДшник расстались довольные друг другом…

Кстати, в связи с ярмаркой мы наблюдали занятные картины! Например, кто сказал, что ОКА не вместительный автомобиль?

09.jpg


В районе Саратова потягались немного по трассе с белым Grand Cherokee, с надписью на борту "fuck fuel economy!" который сфотографировал нас, срисовал адрес сайта Крымского Клуба 4х4 с авто и выложил на форуме наши фотографии с собственными комментариями.

10.jpg


На родине "тазиков", на дамбе Жигулевской ГЭС попали в пробку. Три километра ехали полтора часа…

11.jpg


12.jpg


Перед Уфой понравилась магистраль с занятными развязками-расширениями:

13.jpg


Уральские горы преодолели без особых проблем. Мост на реке Сим, который в прошлом году находился на реконструкции наконец-то закончили и мы его быстренько проехали, тогда как в тот раз потеряли около двух часов времени на стояние в очередях.

14.jpg


В прошлой экспедиции мы бездарно два раза проехали мимо границы между Европой и Азией не отметившись на ней. В этот раз решено было взять реванш. Поэтому все семь глаз (восьмым я немного дремал) напряженно вглядывались в дорогу начиная от Уфы высматривая пограничные столбы и пунктирную линию поперек дороги. Но только в районе Златоуста мы ее обнаружили. Ха! Это была не пунктирная линия! Это был большой обелиск около дороги на одном из перевалов. И как мы его ухитрились не заметить?

15.jpg


Серия фотографий для увековечивания сего исторического факта, а дабы нас не обвинили в фотошопничестве еще и покупка нескольких уральских сувениров. Перекинулись парой слов с испанцем путешествующем на мотоцикле и покатили дальше на восток.

16.jpg


Перед нами лежал Челябинск - чугунное Майами России.
До границы с Монголией оставалось 2700км…

(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 17:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"...От оно чё, Михалыч! Снится мне сон,
как стоишь ты в красных труселях и манишь меня ..."
И.Дулин.
Наша Раша


... Говорят, что челябинские мужики настолько суровые, что убивают комаров кувалдой, а тараканов давят бульдозером, а комары поэтому настолько суровые, что сосут кровь даже у себя. Не знаем не видели, но нашу кровь эти комары пили с прихлебыванием и причмокиванием. И занюхивали всяческими репеллентами типа "Оff". Однако даже это не испортило нам замечательной ночевки в окрестностях этого курортного города.

01.jpg


02.JPG


03.jpg


Из прошлого путешествия у Димы осталась нереализованная мечта – сувенир непосредственно из самого Челябинска, знаменитые красные труселя… Дело в том, что он тогда нашел в Интернете адрес магазина сувениров и мы решили его отыскать. Как мы это делали - отдельная история. Мы его нашли. Но у него оказался выходной…

04.jpg


...И в этот раз мы приехали к городу когда все магазины уже не работают… Поэтому в город мы даже не стали соваться… Но душу тешило то, что при пересечении границы Европа-Азия, на базарчике Дима прикупил ма-а-аленький сувенир в виде этого вожделенного объекта. Но хотелось-то настоящих! Так что Диме с труселями фатально не везло…

Далее по пути, где-то в районе Ишима, оба водителя почувствовали биение на руле. Решили проверить балансировку колес. Так оно и оказалось, что на 20-ти километровом участке в районе п.Бердюжье, который трудно назвать бездорожьем, потому как на нем присутствовал асфальт, но и назвать это дорогой язык не поворачивался, т.к. ямы и колеи на Тойоте с 35-ми колесами ощущались в полной мере, у нас поотлетали балансировочные грузики. На обоих автомобилях. К счастью не все. Потратив час времени и восстановив балансировку колес продолжили движение к Омску, на объездной которого еще с прошлого раза у нас был примечен вполне приличный Евромотель (от 1200 до 2000руб за номер), а т.к. у нас это был уже четвертый день пути, то мы решили привести себя в порядок в цивильных условиях. Однако на следующий день с утра в этом районе почему-то не было электричества и соответственно ни завтрака, ни горячей воды… Сереге на 105-ке нужно было проверить развал, т.к. машину уводило все время вправо, но как полагается в больших городах вся жизнь начиналась после 10-ти утра, что нас в корне не устраивало. Спасибо охраннику отеля, у которого оказались какие-то контакты в приличном сервисе и ему удалось уговорить его работников встать в этот день пораньше. В итоге с 10-ти часам мы уже были готовы, машины отрегулированы и мы взяли курс на Новосибирск.

05.jpg


06.jpg


Трасса между Омском и Новосибирском ровная и хорошая. Едешь сколько позволяет машина и до Новосиба докатились быстро. Решили ехать дальше, но за плотиной водохранилища попадаем в пробку из-за какого-то там столкновения. По СВ-шке слышим разговоры дальнобоя, которые рекомендуют, если знаешь дорогу ехать через Академгородок. Опыт внедорожных соревнований рулит. Взгляд на карту, несколько тыков в монитор и проложен новый курс… Ну конечно же не по асфальту, но вполне приличному грейдеру. Крючок километров в двадцать, но зато не жжем топливо в пробках и изучаем окрестности. Прикольно конечно, но Академгородок так искусно спрятан среди тайги, что кроме деревьев с дороги мы ничего и не увидели!

07.jpg


По дороге мы высматривали какое-либо приличное место для ночевки, но найти не смогли так и докатились до Барнаула, столице Алтайского края…

08.jpg


До границы с Монголией оставалось около 700 км…

(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 17:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 3. Алтай

"...Русский человек, ежели знает, куда ему надо,
никогда с пути не собьётся. Петли может класть
хуже зайца по первой пороше, но до места
всегда доберётся..."
Святослав Логинов.


... Остановились в гостинице "Алтай". Снаружи этакий современный отель, а внутри ностальгия по Союзу. Но аккуратно и за вполне доступные деньги. Правда с нас сначала хотели взять как с иностранцев дороже (1200р.), но чудеса дипломатии Влада возвели нас в ранг местных жителей с соответствующей оплатой (900р).

09.jpg


Переночевав, утром мы отправились покорять Алтайский край. К своему стыду, я только сейчас узнал, что Алтайский край (столица Барнаул) и Республика Алтай (столица Горно-Алтайск) это две разные территориальные единицы в составе России. Но для того и существуют путешествия, что бы восполнять пробелы в знаниях полученных в следствии прогула уроков географии в школе.
По пути мы посетили печально известное место гибели бывшего губернатора края и известного артиста Михаила Евдокимова. На этом месте теперь возведена часовенка и место довольно посещаемо проезжаемыми мимо туристами.

10.jpg


11.jpg


Далее на нашем пути лежал город Бийск.

12.jpg


Помимо всего прочего город знаменит началом знаменитого Чуйского тракта, хотя современный официальный отсчет трасса М-52 берет от Новосибирска.

Федеральная автомоби́льная доро́га М-52 «Чуйский тракт» - автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск − Бийск — Ташанта − государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута АН4(Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). Протяжённость автомагистрали — 963 километра.
Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторически Чуйским трактом считается дорога от Бийска до границы с Монголией.
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией.


Естественно проехать мимо музея тракта мы не смогли и уделили час времени на знакомство с историей его строительства.
Далее нам предстояло преодолеть 600км красивейшей дороги. В музее нам посоветовали несколько мест, которым следовало бы уделить внимание, на одном из придорожных базарчиков мы обзавелись путеводителем по Алтаю и вперед! Забегая вперед, скажу, что Чуйскому тракту нужно посвящать отдельное путешествие или выделять хотя бы четыре пять дней на детальное ознакомление с его окрестностями.

Потом была деревенька Сростки – родина Шукшина.

13.jpg


14.jpg


15.jpg


За неделю до нашего посещения в этих краях прошли знаменитые ежегодные Шукшинские чтения. В их рамках, я так подозреваю, были приведены в порядок значимее места, перед музеем разбит (или обновлен) парк из деревянных фигур по мотивам произведений Шукшина (потому как видно, что фигуры свежие), и сделано много еще чего полезного.

16.jpg


17.jpg


18.jpg


19.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 18:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
20.jpg


... В районе п.Усть-Сема дорога разветвляется и в сторону, вдоль реки Чемал, уходит Чемальский тракт. В настоящее время этот район весьма активно развивается в туристическом направлении. Это Мекка для рафтинга и других водных видов туризма. Масса туристических баз, мест стоянок с палатками по берегу реки…Мы решили проехаться по нему и посетить сам поселок Чемал и знаменитую Чемальскую ГЭС (http://www.chemalskaya-gas.ru).

21.jpg


Чемальская ГЭС построена в 1935 г. силами заключённых СибУЛОН-а — Сибирского управления лагерей особого назначения. На стройке работало до тысячи заключённых. Расположена электростанция в нескольких сотнях метров от места впадения реки Чемал в реку Катунь. Мощность станции небольшая — всего около 500 кВт (2 генератора с мощностью 230 кВт и 270 кВт, но используется обычно один генератор, а второй остаётся в резерве). Вырабатываемой электроэнергией пользовался близлежащий санаторий и несколько жилых домов на его территории.

22.jpg


23.jpg


Посмотрев ГЭС, решили двигаться далее, но не назад, а вперед по дороге. Карта показывала, что через какое-то время дорога выйдет на Чуйский тракт. Навигатор уверенно подсказывал, что проезд там есть. Проезд там действительно есть, но он проезжаем только посуху, а как назло в этот день шел хороший дождь. В общем, на дорожной резине мы не смогли подняться на перевал и соответственно не доехали до тракта около семи километров. Можно было бы из принципа с применением лебедок взять этот перевал, но цели и задачи экспедиции были другие и разум восторжествовал.

24.jpg


Пришлось возвращаться около 40км, ночевать на базе в долине р.Чемал в деревушке Еланда...,

25.jpg


но мы об этом не пожалели…

26.jpg


27.jpg


28.jpg


29.jpg


30.jpg


31.jpg


В общем время отведенное нами на осмотр Алтая было исчерпано и мы скрепя зубы и практически не обращая внимания на окружающие достопримечательности упорно двигались в сторону границы по Чуйскому тракту...

(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 18:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 4. Чуйский тракт

"...Одна из радостей путешествия - это возможность посетить
новые города и познакомиться с новыми людьми..."
Чингизхан


.. Чего только стоили Семинский перевал (1715м) со стелой в честь добровольного входа алтайского народа в состав России...

32.jpg


33.jpg


34.jpg


35.jpg


... и перевал Чике-Таман (1640м)...,

36.jpg


37.jpg


38.jpg


39.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
..бомы Катуни (бом – это отвесная гора, вплотную подходящая к реке)...,

40.jpg


41.jpg


42.jpg


43.jpg


...мосты...,

44.jpg


45.jpg


46.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 18:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
...природный парк Чуй-Оозы - знаменитое слияние Чуи и Катуни...,

47.jpg


48.jpg


49.jpg


50.jpg


...петроглифы Калбак-Таш (собственно коих в этих краях немыслимое множество)…

51.jpg


52.jpg


53.jpg


54.jpg


возле петроглифов пересеклись с путешественниками из Новосибирска. Обмен мнениями, рукопожатиями, наклейками и буклетами:

55.JPG


56.JPG


...памятник Кольке Снигереву... Помните есть такая песня Михаила Михеева "Чуйский тракт"?

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную АМО,
Как сестренку родную любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
...

И на память лихому шоферу,
Что удачи в любви не узнал,
На могилу положили фару
И от АМО погнутый штурвал.


57.jpg


58.jpg


59.JPG


Этот памятник послужил прототипом для других, и теперь памятники в этом стиле "украшают" тракт в память о погибших в автоавариях на этом пути...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 окт 2011, 18:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
... В поселке Акташ, помня, что в Монголии за месяц был топливный кризис заполнили баки и все канистры дизтопливом под завязку.

60.jpg


Правда, как потом выяснилось, это можно было сделать и дальше в Кош-Агаче, к тому же немного дешевле…
Зафиксировали, на всякий случай, координаты ангелов-спасителей:

61.jpg


после чего дорога преподнесла последний горный подарок в виде заснеженных вершин...

62.jpg


63.jpg


... и плавно перетекла в Чуйскую степь...

64.jpg


По опыту предыдущих путешественников границу на погранпереходе "Ташанта-Цааганур" нужно переходить как можно раньше утром, для этого нужно к переходу подъехать часикам к 6 утра, хотя сам переход работает с 9 до 18. Ночевать около него нельзя, т.к. это пограничная зона. Ближайший поселок где это можно сделать это Кош-Агач в 50-ти км от погранперехода. К слову с магазинами и заправками там хорошо, а вот с отелями и гостиницами не очень. С палаткой стать там реально не доезжая километров 25-30 до поселка, но учитывая что вставать нужно было рано, все-таки нашли отель "Гостевой дом", который еще был в процессе стройки, но несколько готовых номеров уже было. Через некоторое время отель обещает быть вполне приличным и может быть рекомендован для ночевки (+7 913 998-94-01, 350р с чел.).

Еще по пути, общаясь с разными людьми мы получали разную информацию касательно прохождения границы и порядка прохождения в погранзоне. В числе прочего, нам утверждали, что крайне необходимо в погранотряде получать пропуск на посещение погранзоны. Нам было непонятно зачем это нужно, если мы едем сразу на КПП и переходим границу. Но время у нас было и для очистки совести мы нашли погранотряд в Кош-Агаче, где нам подтвердили, что никаких пропусков нам не нужно. С чувством выполненного долга и в предвкушении прохождения границы мы отправились на ночевку.

До Монголии оставалось 50 км…

65.jpg


(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 17:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 6. Граница

"...Нет границ, есть только препятствия!
Любые препятствия можно преодолеть, вопрос лишь
в вашем желании и количестве тренировок!.."
Давид Белль


Впереди последний российский населенный пункт перед Монголией - Ташанта:

66.jpg


Утром встали пораньше и в 6 часов были у перехода. Мы были четвертыми. Перед нами стояло три машины с казахско-монгольскими челноками, которых мы насчитали человек двадцать.

67.jpg


Слева от границы почти Монголия, справа - Россия:

68.jpg


Почему "почти Монголия"? Потому как между Российским и Монгольскими КПП 20-ти километровая зона. Типа ничейная. Для чего, не знаю, но вероятно связано с контролируемой миграцией стад животных через границу. В смысле контрабандой скота... На перевале, ровно посредине находится еще один российский КПП. Т.к. основные КПП имеют ограниченный режим работы, то на этой территории никто не должен остаться. И этот КПП с воротами играет контрольную роль - фиксирует количество проехавших через него авто. Потом сравнивает с списком прошедших через основной КПП.

69.jpg


Перспектива была встрять надолго. К тому же Влад, которому надоело сидеть в очереди, пошел и познакомился с погранцом, который запускал на территорию и тот сказал, что как только эти челноки въедут то их начнут шмонать, и никого пускать не будут. К тому же с Монгольской стороны зайдут два экскурсионных автобуса и тогда вообще до вечера… Но Влад каким-то образом добазарился с стражем границы и тот пообещал пропустить нас до этих челноков. Но нам нужно было пройти миграционный контроль, пункт которого располагался в 500-х метрах от КПП. Одну машину оставляем в очереди, второй к миграционному контролю, но там так же стоит один из этих челноков с пачкой паспортов остальных. Делать нечего, ждем…
И тут мы знакомимся с человеком отчеты которого мы использовали при подготовке своего путешествия – Горбик Евгений, президент федерации спортивного туризма Алтайского края и руководителя барнаульской турфирмы "Терра Монголия" (http://www.terra-mongolia.ru).

70.jpg


Благодаря ему мы узнали несколько тонкостей прохождения таможни, которые позволили нам не застрять в очереди на несколько часов.

Несколько полезных советов для прохождении таможни:

- Пропускной пункт Ташанта работает ежедневно с 9 до 18. Воскресенье - выходной. Кроме того, официальные праздники в России - то же выходной. К ним добавляются и государственные праздники Монголии.
- гражданам Украины, в отличии от Россиян виза не нужна, но они проходят миграционный контроль. Будка миграционного контроля за 500м до таможенного терминала. Идеальный вариант, когда очередь занимается и там и там, т.к. даже если вы будете перед воротами первыми, вас все-равно не пропустят пока у вас не будет отметки миграционного контроля. Дальнобой проходит таможню отдельным потоком.
- гражданам России внимательно смотреть, чтобы имя-фамилия в визе в точности соответствовали написанию в паспорте, иначе возможны проблемы. При нас у людей была проблема - в паспорте было написано Olga в визе Ol'ga.
- после того как вас запустили на территорию поста, вы должны взять какую-нибудь ручную кладь и проследовать в здание на таможенный контроль. Там вашу ношу пропустят через рентген, как в аэропорту, и отправят на паспортный контроль. Водителей - на оформление вывоза транспортного средства.
- после чего следует таможенный досмотр автомобиля.
У нас прохождение российской таможни заняло 30 мин с момента захода на территорию терминала.

Монгольская таможня проходится еще проще:
- перед въездом на территорию терминала вам дадут миграционные листки (очень похожи на российские, только на монгольском и английском языках) и какие-то пластиковые жетоны на автомобиль.
- вы заходите в здание терминала и проходите паспортный контроль. Миграционную карточку можно заполнить как на английском так и на русском. Образец заполнения висит в здании. Собственно для пассажира все!
- водитель заполняет временный ввоз. Сложного так же ничего нет, но времени отнимает то, что монгольские таможенники несколько медлительные, но это компенсируется формальностью процедуры осмотра авто. Да! Аккуратнее с выданным пластиковым жетоном - на нем при паспортном контроле ставят какой-то штампик, который при неаккуратном обращении легко стирается.
- на выезде монгольский пограничник проверяет ваши паспорта, отдает вам честь и вы на территории Монголии! У нас на все ушло минут 40.
- сразу за КПП стоит знак ЗОГС (СТОП по-русски). Вы останавливаетесь и к вам из стоящей рядом будочки вываливается мужчинка, который на чистом монгольском говорит вам, что нужно оформить страховку. Стоимость 780 российских рублей. Но создалось такое впечатление, что если не останавливаться, то и на страховку не потратитесь. Правда непонятно, где и когда она может понадобиться или где ее проверят. У нас никто не спрашивал...


Как я уже говорил, расстояние между Российской и Монгольской таможней 20км. Между ними перевал Дурбет-Богаз (2600м). На перевале ворота, охраняемые российским пограничником.
Проверка документов, контрабандное фото на фоне стеллы "Россия-Монголия" (слева, за забором с колючкой уже монгольская территория) и вперед к монгольской таможне.

71.jpg


Асфальт кончился ровно перед воротами на перевале.
Перед нами лежала Монголия….

72.jpg


(с) Владимир Мельников

... продолжение следует ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 17:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 7. Монголия.

"…И лететь, наблюдая воочию,
Чудеса географии света,
И глаза не смыкать даже ночью,
От восторга крестясь на ходу…"
О.Митяев


...Какого-то специального плана путешествия по этой стране у нас не было. У нас на Монголию было отведено 12 дней. Предварительное изучение литературы и отчетов предыдущих экспедиций привело к выводу, что этого мало... Было взято определенное количество точек-объектов, которые нам было бы интересно посетить. Но как полагается эти объекты были разбросаны по всей стране, так, что решили довериться провидению и корректировать маршрут в соответствии с возникающими по ходу дела обстоятельствами, т.е. должна была получиться некая обзорная экскурсия...

73.jpg


Первые местные жители которые нам встретились это верблюды:

74.jpg


Первым населенным пунктом (не считая приграничного Мягане) в нашем путешествии по Монголии был город Баян-Улгий. Заехать в него было необходимо по той причине, что наш маршрут должен был проходить по пограничной территории с Китаем, а это требовало получения специального пропуска:

75.jpg


Так выглядит пропуск в погранзону

Памятуя, что нахождение в зоне без пропуска карается штрафом в $72 и многократным расстрелом, мы озаботились этим заранее и благодаря помощи директора турфирмы "Blue Wolf Travel" (http://www.BlueWolfTravel.com) Каната эти пропуска были оформлены заранее.

76.jpg


офис турфирмы:

77.jpg


директор фирмы Канат (справа) с клиентом из Европы:

78.jpg


Плюс еще сразу же были оформлены и билеты на посещение национального парка.

79.jpg


На все было потрачено $15 с человека. К тому же Канат помог с обменом валюты на местные тугрики, вернее он позвонил кому-то и приехали менялы, которые обменяли по довольно выгодному курсу который мы больше не встретили нигде по Монголии. Сумма монгольских тугриков, которые мы получили на руки заставила нас вспомнить 90-е года в Украине с ее знаменитыми купонами-карбованцами - мы держали в руках несколько миллионов тугриков:

80.jpg


И еще посоветовал купить sim-карту местного мобильного оператора, что оказалось в дальнейшем удобным – хотя связь и была в основном возле населенных пунктов, но стоимость международного звонка в Украину обходилось всего в $0.25 за минуту в отличие от $4.5 в роуминге.

Покинув Баян-Улгий мы направились на юго-восток, в сторону китайской границы к озеру Хоттон нур.
По пути проехали необычный оазис в долине реки…

81.jpg


82.jpg


У озера, на высоте 2100м и заночевали…

83.jpg



(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 17:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Рыбалка.

"Ты чего смеешся? Ты сегодня не псих. Ты сегодня рыбак"
к/ф «Полет над гнездом кукушки»

"- Здесь рыбы нет. Ушла вся. На дальний кордон!
- Рыба... - есть!!! Ловить... надо уметь..."
к/ф «Особенности национальной рыбалки»

"...Да здравствует радость собачья!
Молчи, всё равно не поверят.
Размеры рыбацкого счастья
размахом двух рук не измерить..."
Рыбацкий гимн


Первое утро в Монголии было изумительным! Не портило его и то, что в эту ночь была самая низкая за время нашего путешествия температура +7.

84.jpg


У Сергея была навязчивая идея поймать хариуса…
Ну, не так что б у него были какие-то личные счеты с ним, а просто он прочитал, что здесь он хорошо ловится, а Серега рыбак, и снасти есть, в общем есть такое слово «надо..». К тому же он сказал, что без хариуса он никуда дальше не поедет… К тому же для нас это был уже восьмой день пути и мы решили сделать себе шикарный подарок – дневку. Отдохнуть, сил поднабраться…

Утро следующего дня представляло следующую картину – 6 утра по местному времени (по нашему около часа ночи), на берегу озера стоит одинокий, закутавшийся в куртку рыбак и пытается ловить рыбу.

85.jpg


На вопрос «Ну как?», Серега молча показал на лоток из-под продуктов в котором плавала рыба. Это был хариус. Это был крупный экземпляр, как мы тогда думали – сантиметров 25 и грамм 100 весом.

86.jpg


Воодушевленный успехом товарища я полез в нашу машину и начал извлекать рыболовные снасти.

Здесь немного отвлекусь и скажу, что к рыбалке я имею такое же отношение как Запорожский автозавод к производству автомобилей. Нет, ну не то, что бы совсем не рыбачил, в детстве провел много времени таская речных бычков из ближайшего водохранилища. Как говорится «мелких отпускали, а крупных складывали в баночку из-под майонеза». И я гордый такой добычей, приносил эту баночку домой и заставлял бабушку варить уху… Бабушке эта затея не то что бы не нравилась, но как-то с загадочным выражением лица она давала мне в руки нож, заставляла чистить добытый мной улов, и затем скармливала мне то, что я начистил. Только став взрослым я начал понимать всю глубину и значимость ее затеи… собственно с тех пор удочки в руки я почему то не брал и к рыбалке относился настороженно...

В прошлогоднюю поездку на Байкал, мне случайно обломился какой-то крутой китайский спиннинг, купленный в магазине «все по 15» за сумму отдаленно напоминающую один американский доллар. К нему была докуплена катушка, за цену раз в десять превышающую стоимость удилища, леска и какие-то там крючки и блесны. С целью, вдруг если что, на Байкале половить омуля… Но в той поездке воспользоваться им так и не пришлось. Зато в этот раз появился шанс…

Как то по сравнению с шикарным спиннингом Сереги мой экземпляр выглядел ореховым прутиком, и дабы не смешить рыбу я потихонечку отполз в сторону. С грехом пополам приладил катушку, привязал булинем какую-то блесну и с замиранием сердца забросил блесну в воду… Ну, как и полагается, «пришел невод с тиною морскою»… Второй раз, третий… В общем, рыбу таки наверное рассмешил, водорослей у нас было уже достаточно, да и бросать мне уже надоело. У Сереги тоже что-то не шло..

Я положил спинниг и пошел заниматься завтраком. И тут из палатки показалась голова Влада…
Увидев Серегу, занимающегося ловлей, рыбешку выловленную им, бесхозный спиннинг и не ведая о результатах моих стараний, Влад не долго думая так же приобщился к этому великому таинству – ловле рыбы…

87.jpg


И тут началось практическое подтверждение Законов Мерфи для рыбалки:
- Рыба всегда клюет на ту насадку, которой у вас нет.
- У соседа рыба всегда клюет лучше.
- Рыба начинает клевать в тот момент, когда вы отвлеклись.
- Чем тоньше леска, тем крупней рыба, поэтому крупную рыбу поймать невозможно.
- Чем дольше и тщательнее вы готовились к рыбалке, тем больше шансов ничего не поймать.
- Чем меньше рыболовный стаж, тем больше шансов наловить рыбы.
ну и т.д...

По-русски - говорят новичкам и дуракам везет. Дабы не обидеть товарища, мы решили, что он все-таки новичок, кстати он и сам очень уж активно отстаивал именно эту версию. Через несколько забросов он вытаскивает рыбу! Да какую! Серега с горя чуть свою удочку не поломал…



Потом у Влада была вторая рыба, третья…

88.jpg


Потом ему надоело их таскать и он решил отдохнуть. Эстафету перенял я. Сначала мне не повезло – вытянул двух маленьких (ну, как первая Серегина рыбешка) хариусов, зато потом поперло! Серега ходил мрачнее тучи, клев у него так и не шел… Потом к процессу, несмотря на легкое недомогание, подключился Дима.

89.JPG


После того как и он вытянул рыбину, обитатели озера сжалились над Серегой и дело у того пошло!

90.JPG


В общем мы натягали 11 больших рыбешек (как нам потом сказали, что это таймень) и трех небольших хариусов.

91.JPG


Две рыбины запекли на костре, а остальных… просто выпустили!



Так вот, из всего этого разнообразия, семь экземпляров были пойманы тем самым китайским спиннингом, купленном в магазине «все по 15» за сумму отдаленно напоминающую один американский доллар. И как в дальнейшем показал анализ ситуации, на одну, вполне конкретную блесну. Потому, после того как эта блесна благополучно была оторвана, рыба потеряла к нам всякий интерес. И никакая другая больше ее так не интересовала…

92.jpg


(с) Владимир Мельников

... продолжение следует ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 17:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Забыл упомянуть, что собственно по пути к озеру произошла некоторая любопытная и поучительная история, показывающая насколько полезно знать иностранные языки..

Как я уже упоминал, озера к которым мы направлялись находятся на территории какого-то природного парка. но где начинается и заканчивается этот парк мы естественно и не подозревали. Но решили, что если это кому-то будет нужно, то они нам сами об этом скажут. Ну, едем мы вдоль речке, по замечательному каньону, любуемся видами.

93.jpg


94.jpg


Что бы не глотать пыль, вторая машина едет в километре-полутора сзади. И вдруг дорога ни с того ни с сего решает перейти на другой берег речки. Да и хрен с ней, думаем, к тому же есть замечательный деревянный мост в стиле современного монгольского модерна.

95.jpg


И в таком хорошем расположении духа мы упираемся в шлагбаум поперек моста и кучу каких-то знаков вещающих нам нечто. Что именно мы так и не поняли, т.к. хоть там и было что-то написано русскими буквами, но смысл в словах созданных неким хаотическим порядком размещения этих букв совершенно не угадывался. Английских букв мы там не нашли... Цифр то же не было. Ни римских, ни арабских... Людей возле шлагбаума так же не наблюдалось. Лишь недалеко, метрах в ста белела одинокая юрта возле которой копошилась какая-то фигурка. Мы для приличия постояли около шлагбаума... секунд 10-15..

Влад: - Интересно, а что здесь написано?
Я: - Наверное что-то запрещают. Или хотят денег, раз стоит шлагбаум. Но скорее всего запрещают, т.к. цифр означающих суммы которые хотят я не вижу.. Да и запрещают как то не уверенно, т.к. цифр означающих суммы штрафов так же не наблюдается...
В: - Что делаем?
Я: - Должно быть ждем. Наверное нужно кому-то что-то дать...
В: - Кому и что? Если кому-то что-то было нужно, этот кто-то здесь это что-то уже просил бы...
Я: - Логично
И т.к. к нам за это время никто не подошел, я вылез из машины открыл шлагбаум, Влад проехал, я честно закрыл шлагбаум снова и мы поехали через мост. На той стороне мы остановились и стали дожидаться второй экипаж...

Скоро подъехал второй экипаж и уткнулся в закрытый нами шлагбаум. И тут как из-под земли перед ними выросла какая-то девочка на вид лет 20-25 (почему-то у монголок трудно определить возраст по лицу) и начала что-то требовать от Димы. Дима, естественно, понять что же от него хотят понять не мог. Скажу, что к нам и раньше подбегали какие-то дети, что-то требовали, но т.к. что понять не могли им всегда давали или монетку или конфетку.

Монголка: - Бла-бла-бла-бла-бла...
Дима: - Не понимаю...
М: - Бла-бла-бла-бла-бла...
Д: - Да не понимаю я... Ты по-русски можешь? Нет? Плохо... Учить язык нужно!
М: - Бла-бла-бла-бла-бла!
Д: - Че ей нужно?... Девочка, денег нет! НЕТ, понимаешь?!
Серега: - А ты ей конфет дай...
М: - Бла-бла-бла-бла-бла!!!!
... и достает какой-то документ, от вида которого Дима, который в своей жизни видел немало документов, быстро залез в машину, закрыл дверь на замок и поднял стекла. Печатей там было больше, чем букв...

Дима по радио: - Похоже ей нужно что-то без чего нас дальше не пустят..
Разрешение на посещение погранзоны и билет на парк были в нашей машине, поэтому мне пришлось брать их и пилить через мост знакомится с девушкой...
Сую ей в руки бумажки в которых мы ни хрена не понимаем и улыбаюсь как идиот.... А вдруг это то, что ей нужно?
Я: - Сайн байна уу!
Монголка:
Очевидно она не ожидала такого знания языка от иностранных идиотов. Но бумажки взяла. С умным видом начала их изучать и, о, чудо! это оказались те что надо бумажки! Или я ее сразил своей улыбкой или знанием монгольского? В общем. что-то вычитав в бумажках, что-то переписав себе в блокнотик она нам махнула рукой, мол проезжайте!
Я: - Баяртай!
Чем полностью исчерпал свой запас монгольских слов на тот момент и окончательно поверг монголку в ступор из которого она не могла выйти пока мы преодолевали мост . Может быть и дольше, но нам это было уже не видно... Думаю, что после этой встречи на аншлагах около моста появятся надписи и на русском языке, а персонал выучит несколько русских фраз..

(с) Владимир Мельников

... продолжение следует ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 18:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"- А птицы ж здесь голодные, жрать-то нечего, пустыня.
- Как пустыня? Вы же над тундрой ехали.
- Ехал. А теперь над пустыней.
- И как обстановка?
- Нормально! Главное, потеплело. И люди как-то изменились.
- В каком смысле?
- Покороче стали, но повыше.
- То есть?
- Низенькие, но на конях. Да какие страшные, узкоглазые. Скачут, гонятся за кем-то… Ох ты, это ж суслик.
Суслик, бежи, бежи от них, родной… ой, не убег… накинулись, сожрали голыми руками.
- Конюх, куда вы попали?
- Вот и я думаю… Кажись, город начинается… обожди, прочту… Улан-Батор. Это где такое, корреспондент?
- В Монголии.
- Ух ты. Как же это я? А, понял – я развилочку проспал, и вместо того, чтобы на восток ехать, поехал на
юго-восток. А с другой стороны, хорошо – за границей побывал. Одно непонятно – говорят, за границей
небоскребы, магазины, а тут тебе ни небоскребов, ни магазинов, один суслик, и того сожрали..."
«Наше Радио» и «Квартет И»
цикл репортажей из серии «Великий русский путешественник Конюх Федоров»


После весьма удачно проведенной дневки и восстановления физических и моральных сил мы выдвинулись на обзорную экскурсию по Монголии протяженностью около 5000км...
Что же собой представляет Монголия?

96.JPG


Площадь: 1 млн 564,1 тыс. км² .
Население: 2 млн 594.1 тыс. чел.
Средняя плотность населения: 1,66 чел. на кв.км

Для сравнения Украина:
Площадь: 603,7 тыс. км²) т.е. в 2.6 раза меньше
Население: - 45 млн 962 тыс. чел. т.е. в 17.7 раз больше
Средняя плотность населения: 76,13 чел. на кв.км

Курс тугрика к доллару на момент путешествия составлял 1220-1250.
Стоимость дизтоплива - 1750-2100 тугрика за литр, бензина 1300-1500

Природные комплексы крайне разнообразны - с севера на юг (меньше тысячи километров) сменяются таежные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

97.JPG


98.jpg


99.jpg


Точек, расположенных ниже 560 метров над уровнем моря, в стране вообще не существует, высшая точка - пик Найрамдал (4370 м.). Большую часть страны занимают горы: с северо-запада на юго-восток ее территорию пересекают Монгольский и Гобийский Алтай, в центре - горы Хангай, а на севере нагорье Хэнтэй смыкается с хребтами Южной Сибири.

100.jpg


101.jpg


В Монголии насчитывается 3064 озёра (с площадью более 1 кв.км) и почти 4000 рек общей протяженностью 67000км.

102.jpg


103.jpg


104.JPG


105.JPG


В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В горных районах, на севере и западе страны бывает часто холодно. На большей части страны летом жарко и очень холодной зимой, со средними показателями января понижается до −30°C

Глядя на очень распределенное по территории населения нас всю дорогу мучал вопрос - как у них работает почта? Какие у них адреса? Ведь привычные нам улица-дом для кочевников не подходят... Оказывается с 2008 года в Монголии для адресации объектов на местности принята система Natural Area Code (NAC). Суть адресного кода NAC весьма проста и сходна с номенклатурной системой именования отдельных листов карт масштабного ряда или с системой пространственной индексации. Эта система позволяет адресовать на местности в пределах Земли как целые регионы, так и города, отдельные дома и даже мелкие объекты с точностью до метра. Например, адрес города Улан-Батор в целом — RV-W QZ, а памятника в центре площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе — RW8SK QZKSL (о них будет рассказано позже).
Парадоксально, но благодаря тому, что универсальная адресная система носит глобальный характер и хорошо подходит для использования в системах цифровой картографии, геоинформационых и навигационных системах, её применение выводит Монголию в один ряд с лидерами грядущей цифровой эры.

По административному делению Монголия делится на столицу Улан-Батор и 21 аймак (область). Аймаки в свой очередь подразделяются на сомоны (сум) коих в насчитывается 342.

106.jpg


В период социализма сомоны представляли из себя центральные усадьбы коллективных хозяйств. В постсоциалистическое время все города Монголии формально получили статус сомонов (часто названия сомонов отличаются от названий собственно городов). В некоторых случаях статус сомонов получили и посёлки городского типа. Сомоны подразделяются на баги, которые в период существования коллективных хозяйств на русский передавали как «бригады». Их в Монголии 1681.

107.jpg


В большинстве случаев единственным постоянным поселением на территории сомона является посёлок-центральная усадьба, обычно население такого посёлка составляет от 500 до 1500 жителей. В редких случаях в составе сомона есть и другое постоянное поселение (если оно сопоставимо по численности населения с центром сомона, то оно именуется тосгон, то есть посёлок городского типа). Крупные центры сомонов могут состоять не из одного, а из 2 или 3 багов.

108.jpg


Вооруженные силы Монголии: сухопутные войска - 7500 чел., ВВС - 800 чел. (9 самолетов, 11 вертолетов). Для сравнения в 1989-1990гг. СССР вывел из Монголии 50000 солдат и офицеров, 850 танков, 1100 БМП, 190 самолетов, 130 вертолетов.

Большинство сухопутных дорог в Монголии — гравийные или грунтовые. Есть дороги с твёрдым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету и только 5% из них асфальт. Но из-за того, что практически постоянно вдоль каждой дороги есть еще и как минимум одна-две параллельных, то их реально раз в 10 больше. Но не асфальта...

109.jpg


(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 18:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Дороги

"...А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта..."
Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу


110.JPG


Как уже выражались в отчетах предыдущие путешественники по этой стране, дорог в Монголии нет, есть направления...
Что же из себя представляют эти направления?

111.JPG


Для тех кто бывал в Крымских горах попробую объяснить. Вот представьте себе дорогу по Долгоруковской яйле, скажем от Ивановки до Холма славы. Так вот это шикарный монгольский автобан, который соединяет, скажем аймаки, т.е. областные центры... Дороги Демерджи яйлы - это дороги более низкого уровня, соединяющие сомоны... А вот все остальные дороги - это дороги Караби...

112.jpg


Но нельзя сказать, что дороги в Монголии не строятся. Нет, они строятся! Есть даже проект "road millenium" с запада на юго-восток Монголии и далее в Китай.

113.jpg


114.jpg


По части этой дороги мы даже проехали....

115.jpg


Ну, что сказать? По Арабатской стрелке ездили? Так вот, если вы сможете за день проехать по Арабатке два раза туда и назад - вы готовы к путешествию по Монголии! Гребенка которой набито, сказать с позволение шоссе, на третьей сотне километров выворачивает внутренности на изнанку, потому как выбрать комфортную скорость даже на наших машинах было невозможно! Один такой участок протяженностью около 100км мы ехали больше 4-х часов...

116.jpg


117.jpg


Поэтому рядом с такими шоссе всегда существует несколько параллельных дорог, как ни странно качеством гораздо лучше, и все стремятся ехать именно по ним. Даже общественный транспорт и дальнобой...

118.jpg


Кстати, монгольский дальнобойщик едет по полосе встречного движения. представляете какой у них разделительный газон?

119.jpg


Можно иногда наблюдать фрагменты монгольских дорог с десятиполосным движением в каждом направлении!

120.jpg


Может быть когда-то там китайцы все-таки проложат асфальт и передвигаться станет намного комфортнее, но это будет уже другая Монголия...

121.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 18:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
... выше я уже упоминал, что в Монголии насчитывается 67000км рек и 75000км дорог. И как можно предположить, такое количество рек не может не пересекаться с таким количеством дорог. При пересечении магистрали, где-нибудь в захолустной Европе возникает мост, а вот в Монголии, как и следует ожидать - брод!

122.jpg


123.jpg


124.jpg


125.JPG


126.JPG


127.jpg


... и все эти броды преодолеваются монголами и на обычных пузотерках и на мотоциклах! Как?!
Причем нужно учесть, что мы попали в межень... а что с бродом будет после ливня или весной когда в горах активно тает снег?

Но нельзя сказать, что мостов в Монголии нет.
Они есть! И весьма разнообразные, что придает особенного колорита, а иногда и адреналина...

128.JPG


129.jpg


130.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2011, 18:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
... какие же дороги без дорожных знаков? Их есть в Монголии! Но за те 4700 км обзорной экскурсии мы знаков насчитали меньше (с учетом знаков обозначающих въезды на территории аймаков, сумов и городов), чем на 100 км участке трассы Симферополь-Феодосия...

131.jpg


132.jpg


133.jpg


134.jpg


... есть даже бигборды!

135.jpg


136.jpg


... и вот такие указатели на развилках!

137.jpg


... и совершенно непонятно, метрах в 300-х от дороги, посреди степи эдакие "Екатерининские мили"...

138.jpg


... а вот так обозначаются границы сумов, аймаков, городов и прочих населенных пунктов...

139.JPG


140.JPG


141.JPG


Так куда же ведут эти направления и что же собой представляют населенные пункты Монголии?

(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 16:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"Богов много, а мы одни..."
В.Шендерович


Собственно, рассказывая про дороги-направления нельзя и не рассказать про такие яркие и примечательные объекты монгольских пейзажей как обо.

Обо, обоо (монг. — «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре бурят, монголов, хакасов и других тюрко-монгольских народов.
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который кладутся подношения. Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».

142.jpg


Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Считается необходимым класть для духов еду, т.к. духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Поэтому чаще всего мы клали деньги и конфеты...

143.jpg


144.JPG


145.jpg


Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.

146.jpg


147.jpg


Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, т.е. хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. У обо совершаются обряды поклонения хозяину.

148.jpg


Наиболее распространённый обряд — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (тарасун) или обычной водкой (собственно почему у многих обо наблюдаются целые залежи стеклянных бутылок). Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду и т. д.
В Монголии принято обходить вокруг обо три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности. Такая вот субординация...
Конечно же, в обязательном порядке, возле одного из самых представительных обо, а есть основания предполагать, что и одного из самых влиятельных духов, был полностью соблюден обряд и получено разрешение на памятную фотографию:

149.jpg


На одном из перевалов. встреченный нами монгол, достал из седельных сумок кусок традиционного монгольского твердого сыра, разделил его на всех и показал как правильно нужно приносить жертву.

150.jpg


После чего был вознагражден пачкой сигарет и правом сфотографироваться с командором экспедиции (на фото второй справа).
Такое право выпадало не всем...

151.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 16:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
К слову, хотите верьте, хотите нет, но мы старались не пропускать более-менее значимые обо на перевалах и обязательно останавливались около них.

152.jpg


153.JPG


Так вот если была принесена жертва духу местности по которой нам предстояло ехать, то и дорога была сносная, и авто вели себя хорошо, и соответственно впечатления участников только положительные. Если мы спешили и игнорировали обо, то обязательно либо жуткая гребенка с "выворачиванием" внутренностей от тряски, либо проблемы с колесами, либо еще что-нибудь..

154.JPG


Культ обо возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность, получили широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета и вполне уживаются с обо, так сказать, старого образца. Например, на ближнем плане фото видно буддийское обо, а на дальнем, через дорогу традиционное...

155.JPG


Как можно заметить, редкое обо обходится без кусков материи или ленточек преимущественно синего цвета. Но встречаются и оранжевые, реже красные.

156.JPG


157.jpg


Эти элементы подношений имеют свое собственное название. Это хадак.
Хадак ( монг. хадаг;) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов. Символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, и сострадания. Универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие-отбытие гостей и пр. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Хадак держат обеими руками ладонями вверх. Его надевают на шею гостю, или повязывают на дерево возле обо или бурхана.

158.JPG


Белый хадак — символ воды, чистоты, доброты. Жёлтый хадак — символ огня, солнца. Красный хадак — символ металла. Зелёный хадак — символ земли. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо, или долголетие...

За время нашего путешествия мы встречались с весьма разнообразными видами обо. Были и такие из камней и дерева в лесной части страны:

159.JPG


... и из корней саксаулов в пустынной:

160.jpg


161.jpg


... и вот такое, даже на первый взгляд ничем не примечательное каменное обо, но присмотритесь - ни на одном из встреченных нами мы больше нигде не видели столько костылей! Видимо хозяин дух-ортопед какой-то...

162.jpg


163.JPG


(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 16:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"...Опасное занятие выходить из своей двери,
ты ступаешь на дорогу и если не придержишь ноги,
то неизвестно куда придешь..."
Д.Р.Р.Толкиен. Властелин Колец


Путешествуя по дорогам-направлениям Монголии, действительно прийти можно в самые разнообразные и невероятные места. В этой стране намешано всего и столько, что иногда непонятно как это все может сосуществовать. Но с другой стороны это все так органично, что создается впечатление, что все это существовало всегда и будет существовать вечно...

... Это и древние наскальные рисунки - петроглифы, которые ученые относят еще к эпохе до нашей эры...

164.jpg


165.jpg


166.JPG


167.JPG


168.JPG


Очень интересное место, где эти рисунки расположены. Это относительно высокая гора (~2300м) с прекрасным видом на берегу озера. Выходы породы на поверхность настолько невероятны, что не верится, что это сделано природой - полное ощущение, что повехность готовили с применением механизмов. Взяли фрезу, прошлись по поверхности и готово! Вот вам древние люди холст для вашего творчества! Причем "следы фрезы" даже и не пытались заполировать - они так пересекают поверхность камней на всем протяжении. А потом уже природа одумалась и решила, что действительно все это будет выглядеть неправдоподобно и разломала однородную поверхность "холста" на много разных фрагментов...

169.jpg


170.JPG


Продолжая передвигаться по направлениям можно увидеть и артефакты "поновее", такие как захоронения древних воинов...

171.jpg


Каменными бабами, "хун чулуу", называют монголы грубые скульптуры воинов. Хотя это не бабы, а каменные мужики. Они связаны с погребальным обрядом древних тюрков. Место захоронения обносили оградой из камней и земли. Если это была могила знатного человека, то воздвигали храм, в котором совершали ежегодные жертвоприношения. Статуи устанавливали лицом на восток. В ту же сторону были ориентированы и камни-балбалы. По-видимому, камни - это поверженные враги, которые на том свете стали слугами своего победителя. Таких "хун чулуу" на территории Монголии великое множество. Для современных жителей они стали хранителями пути.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 16:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
В те времена, когда шамонизм в Монголии вытеснялся буддизмом, приверженцами последнего совершались различные акты вандализма над старыми святынями - в частности отбивались головы на всех религиозных фигурах. Впрочем, подобное отношение сохраняется и до сих пор в любой из религий...

172.jpg


173.jpg


Валяющаяся рядом с основанием голова естественно вызывала желания тут же поставить ее на место. Однако смущало то, что раз это кто-то сделал, значит это кому-то надо. И дабы не обидеть чьих-либо религиозных чувств, чем в дальнейшем навлечь на себя немилость каких либо богов или их служителей, мы благоразумно решили не трогать изваяния. Тем более на горизонте показалась одинокая фигура всадника, чем создалось полное впечатление, что это один из воинов охраняющий покой усопших едет посмотреть не тревожит ли кто их покой...

174.jpg


...По мере приближения фигуры мистичность отходила на второй план и грозный всадник на поверку оказался обычным монгольским пастухом...

175.jpg


Подъехав поближе, пастух начал с явным удовольствием рассматривать как четыре мужика восторженно бегают вокруг груды камней и с радостными возгласами щелкают затворами фотоаппаратов. Полюбовавшись этой картиной минут пять, пастух решил привнести в мизансцену новый элемент. Он спрыгнул с коня и "почесав репу" ничтоже сумняшеся взял валяющуюся голову и соединил ее с телом! Сделал два шага назад, прищурился, посмотрел поправил немного и удовлетворенно хмыкнул показывая нам жестом на фигуру: "Ну вот как-то так и должно быть, идиоты!"

176.jpg


.. после чего повторил операцию с другой фигурой...
Посетовал, что еще две головы отсутствуют. Красноречивый жест в сторону гор и китайской границы ни на минуту не заставил нас сомневаться, что это происки китайцев и головы они утащили на сувениры.. Но даже с двумя фигурами захоронение уже приобрело торжественный и значимый вид...

177.jpg


Монгол за добросовестный труд и сообразительность при общении с иностранными туристами был тут же премирован монетой в одну гривну из личного резерва Командора и сигаретой из общака и довольный отправился к своим баранам, а мы поехали дальше ознакамливаться с историей государства...

Ну и дабы закончить повествование про захоронения, приведу еще несколько фотографии этой тематики...

178.jpg


179.jpg


180.jpg



(с) Владимир Мельников

... продолжение следует...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 17:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
Часть 8. Монголы

"- А ты когда-нибудь видел монголов?
- Монголов?
- Да.
- Монголов?!! Чувак, Монголия - самая редконаселенная часть планеты.
Там полтора человека на крадратный километр! Представляешь себе?
Это значит, что где-то их дофига, а где-то вообще нет!
Да там некоторые монголы никогда не видели монголов!"


А мы вот видели...
Сейчас, думаю самое время немного прерваться от утомительного, хотя и захватывающего путешествия по пыльным монгольским автобанам и уделить немного времени тем, кто эту страну населяет... Кто же эти люди?
Люди, которые учатся ездить на лошади раньше, чем ходить.
Люди, которые сызмальства знают свое место у очага и пристойный им кусок баранины.
Люди, которые возят свой дом с собой, и всегда ставят его входом на юг.
Люди, которые поклоняются разным богам, но всегда чтят радость первых встреч, верность роду, удачу в охоте.
Люди, которые пока никуда не торопятся…

181.jpg


Более 90% населения страны составляют монголы (северные и западные) и слившиеся с ними немонгольские по происхождению группы, говорящие на монгольском языке. Северные монголы – это халха (халхасцы, халха-монголы), западные –ойраты (дэрбэты, захчины, олеты, тумэты, мянгаты, торгуты, хошуты). Сюда же относятся буряты, баргуты (шинэ-барга) и дариганга, говорящие на языках монгольской группы. Немонголы по происхождению – прежде тюркоязычные хотоны, дархаты, урянхайцы и цаатаны, а также тунгусы – хамниганы. Все они на сегодняшний день образуют этнографические группы в составе монголов и практически утратили свой язык и национальную специфику. Менее 10% населения составляют русские, китайцы и казахи, сохраняющие свой язык, национальную культуру и образ жизни.

182.jpg


183.jpg


184.jpg


185.jpg


186.jpg


187.jpg


В XI-XII веках монголы занимали примерно ту же территорию, что и ныне и делились на несколько племен. Во главе племен стояла аристократия - богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. полнокровных воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Однако рабство было во многом условным, так как общество было слаборазвито и порой раб мало чем отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 17:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
В каждом роду присутствовал шаман, религия - языческая. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечем, луком и копьем. А на коня ребенок садился, когда начинал ходить, одним словом, прирожденные воины. Культура у кочевников была не на очень высоком уровне, все необходимое они покупали у китайцев или тангутов, в обмен на шкуры убитых зверей и некоторые другие товары, которые они добывали в основном своим занятием - разбоем...

С тех пор утекло много воды в монгольских реках. С разбоем мы не сталкивались, наоборот все встреченные нами люди отличались доброжелательностью и любопытством. Очень часто на остановках люди подходили к нашим машинам и тщательно изучали наклеенную карту нашего маршрута. И вы знаете, многие из них находили место на карте откуда мы уехали и с гордостью показывали то место где мы в тот момент находились (для особо умных - показывали не на себе, а на карте!)

188.jpg


189.jpg


190.jpg


Монгольский образ жизни.
Предки монголов, возможно, пришли из сибирской тайги. Во времена Чингисхана таежники меркиты и ойроты, вероятно, вели образ жизни своих предков, это были охотники и рыбаки, жившие в берестяных чумах. Халхи отчасти вели такой же образ жизни, отчасти, как и их родственные племена, жившие дальше к югу, кочевали по степи.

Жители степей были в первую очередь скотоводами, пищу и одежду им давали их овцы. Они жили в разборных юртах, мало чем отличающихся от тех, которыми пользуются монголы сегодня. Эти юрты были круглыми, боковые части делались из составных решетчатых рам, опиравшихся на ребра, расходившиеся от центра, подобно спицам зонта. Этот каркас покрывался кусками войлока, и все это поверху стягивалось веревками. Во время непрерывных переходов в поисках свежих пастбищ эти юрты разбирались и складывались на телеги, которые тянулись волами.

191.jpg


Традиционный образ жизни монголов соответствует географическим особенностям территории. Занятие животноводством обеспечивает их пищей, одеждой, материалом для постройки жилищ, топливом. Как потомственные кочевники жители Монголии предпочитают переносные жилища – это крытые войлочными кошмами юрты (их монгольское название – гэр), в них живут и летом, и зимой; и палатки из легкой ткани майханы, которые используют охотники и чабаны, перегоняющие скот на летние пастбища. Правда теперь это вполне современное жилище. Практически возле каждой юрты можно наблюдать стандартный набор - автомобиль, солнечную батарею, спутниковую тарелку...

192.jpg


На снимках ниже запечатлены моменты постройки юрты и фрагменты интерьера... Поразительная конструкция.. Архитектура и дизайн которой оттачивался столетиями... Легкая, практичная для использования в любое время года. Летом в ней было совершенно не жарко...

193.jpg


194.jpg


195.JPG


В разряд основных продуктов питания монголов входят молоко, сливочное масло, сыр, баранина, а также ячмень, мука, просо и чай. Главным считается кисломолочный напиток айраг (более известный под тюркским названием «кумыс»), который изготавливают из кобыльего молока. Благодаря овцам монголы получают шерсть, из которой изготавливают кошмы для юрт и овчину для пошива теплой одежды; имеют молоко, сыр и сливочное масло летом, а баранину зимой; сухой овечий, но гораздо более коровий навоз и помет используется в качестве топлива.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 17:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
К слову, нам удалось наблюдать весь процесс изготовления такого национального блюда как бузы. Очень напоминает бурятское - позы. На поверку оказалось тем же самым. У нас это называется манты. Ну, а для тех кто не знаком ни с тем, ни с другим, не с третьим - это вареники с рубленным мясом приготовленные на пару...
Итак, приготовление начинается с .... заказа! Т.е. никаких полуфабрикатов в уважающей себя точке питания не держат. В юрте, которая, кстати, используется под кафе, в свободное от посетителей время эти люди живут! Т.е. представьте себе, что ночью вы в своей однокомнатной квартире ночуете, смотрите телевизор, причем всем семейством, занимаетесь черте-чем, а днем у вас там кафе... Причем это совершенно не мешает вам так же находится в той же самой квартире, принимать своих гостей и обслуживать посетителей...
Так вот, в этой самой монгольской однокомнатной квартире, на самом видном месте висит баранья нога (на фото бараньи ноги слева)...

196.JPG


... так вот после поступления заказа, от этих самых ног отрезаются куски мяса и мелко рубятся детьми хозяина, которые при этом не перестают смотреть телевизор..

197.JPG


.. затем хозяйка тут же выкатывает тесто...

198.JPG


... а хозяин заворачивает нарубленное мясо в это самое раскатанное тесто и выкладывает на противень..

199.JPG


.. после чего противень выносится на улицу к месту нахождения монгольской микроволновки...

200.JPG


.. и загружается в нее...

201.JPG


... после чего начинаются томительные минуты ожидания.... Для того, что бы клиенты не скучали им на стол выкатывается целый термос горячего монгольского чая с молоком...

202.JPG


... Я бы сказал, что один из монгольских чаев, это горячее молоко в котором заварено немного зеленого чая... ну и еще чего-то там намешано... вкус, как говаривал незабвенный А.Райкин "списфисисский". Впрочем вы сами это можете спокойно проверить дома...

... а тем временем, пока мы обсуждали вкусовые качества чая, бузы поспели и были поданы на стол. Кто вилками, кто китайскими палочками мы принялись их уничтожать...

203.JPG


204.JPG


... пища очень сытная, а порции достаточно большие... так что доесть их до конца смогли не все...

И вот теперь, когда вы уже достаточно знаете про монголов, предлагаю вам пройти тест - кто по вашему мнению на этом фото не монгол?

205.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2011, 17:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 10:00
Сообщения: 94
"... Дети - вот причина, почему небо не разрушило ещё мира ..."
Мориц-Готлиб Сафир


Рассказывая про монголов невозможно не рассказать про монгольских детей!
Да собственно, чего и рассказывать про них то? Смотрите сами!

206.jpg


207.jpg


208.jpg


209.jpg


210.jpg


211.jpg


212.jpg


213.jpg


214.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3  След.




Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB