Текущее время: 23 сен 2017, 23:57




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Радиостанция для связи в колонне
СообщениеДобавлено: 19 июл 2010, 11:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 22:12
Сообщения: 58
Чем в первую очередь озаботится свежеиспеченный владелец внедорожника, предназначенного для туризма и экспедиций? Нет, понятно, что бросится в ближайший автосервис менять масла и ремень ГРМ, а потом?

И вот здесь мнения, пожалуй, разойдутся. Кто-то поторопится заказать грязевую резину, другой установит шноркель, а третий в первую очередь водрузит на машину силовой бампер с лебедкой.

Но как это ни странно звучит, лично я легко могу представить туристический внедорожник без всего этого. А вот без чего действительно трудно обойтись в дальних совместных путешествиях - это связь. И не какая-нибудь сотовая или спутниковая, а самая, что ни есть оперативная, позволяющая постоянно находиться в контакте с остальными машинами или, например штурманом, ушедшим на разведку в лес. Из доступных простому смертному на Украине радиостанций можно выделить два их типа. Первый - это так называемые LPD станции диапазона 466 Мгц. Их мощность ограничена скромным уровнем в 0,5 Вт, ведь сокращение LPD указывает именно на этот параметр - Low Power Device - прибор малой мощности. Тем не менее, такие аппараты обеспечивают совсем неплохую для своих скромных габаритов и мощности дальность связи. Нам удавалось, не выходя из машины устанавливать четкую связь на дистанции около двух километров. Разумеется, дело было за городом и на ровной местности, хотя волны этого диапазона неплохо проникают через преграды и устойчивы к промышленным помехам. Кроме этих, к достоинствам LPD радиостанций следует отнести малое энергопотребление, трех хороших батареек типа АА может хватить на двое суток и больше эксплуатации средней интенсивности. К недостаткам же относятся невозможность стационарной установки в автомобиль, и все-таки недостаточную дальность связи. Именно поэтому, являясь неплохим выбором для пеших туристов, различных охранных фирм и работников складов, этот вид связи все же не вполне подходит для наших целей.

Другой тип радиостанций - так называемые СиБи, что расшифровывается как Citizen Band и обозначает - "гражданский диапазон". Из названия понятно, что частоты этого диапазона (27МГц) специально выделены для использования в любых законных целях обычными гражданами, то есть не спецслужбами, не скорой помощью, не такси итд. Причем стандарт - международный, условно можно считать, что одни и те же частоты выделены под эти цели во всем мире. У этого вида связи тоже есть свои достоинства и недостатки. К последним следует отнести слабую помехоустойчивость, недостаточную дальность связи без использования громоздкой, около полутора метров длиной, антенны (здесь как нельзя более справедлив тезис, что лучший усилитель - это антенна), а так же слабую "проникающую способность" волн диапазона 27МГц. То есть волны плохо проходят сквозь стены зданий, скалы, и другие местные препятствия, но зато они способны эти препятствия огибать, то есть реальной дальности связи помогает дифракция - способность волн к огибанию препятствия, сравнимое по размерам с половиной длины волны. При этом длина волны СиБи диапазона - 10-12 метров, в то время как у 466 МГц всего 0,7 метра.

Другие достоинства диапазона СиБи - наличие в природе как автомобильных, так и носимых радиостанций, более высокая (до 10 Вт) мощность, возможность установить усилитель (с ним мощность возрастает в 10-15 раз). Все эти факторы существенно повышают дальность связи, особенно в не городских условиях, а нас ведь именно это и интересует.

Однако, увеличивая мощность, следует иметь в виду, что дальность связи возрастает при этом не прямо пропорционально, а по формуле: D=К(P1/4 / U1/2), где Р - выходная мощность, Вт; U - чувствительность мкВ, а D - дальность связи в км. Коэффициент К зависит от рельефа местности, уровня электромагнитных помех, эффективности антенн и т.д. Приближённо в городе при отсутствии сильных электромагнитных помех К=0,7; в лесу К=1; в поле К=1,4. Реальная дальность может быть как больше, так и меньше расчётного среднего значения. При этом еще следует учитывать, что в любом случае, дальность связи не может быть выше, чем, так называемая дальность прямой видимости радиосвязи, которая рассчитывается по формуле: D=4,11(Н1/2 + h1/2), где D - максимальная дальность прямой видимости км, Н и h - высота подъёма приёмной и передающей антенн в метрах. Необходимая высота установки антенн по этой формуле обусловлена кривизной поверхности Земли, которая, как известно - круглая.

Если вам лень возиться с формулами, то исходя из реального опыта эксплуатации, приблизительно можно утверждать, что связь между двумя автомобилями на равнинной местности и при использовании усилителей (выходная мощность около 60 вт) составляет 12-18 км, без усилителей, 8 -12 км. Связь между машиной и уже упомянутым штурманом вряд ли возможна на дистанции более 1,5-2 км, при этом штурман пилота слышать будет довольно далеко, до 6-10 км, но вот ответить ему не сможет. Причина в маленьком гибком "хвостике" - антенне портативной станции. Мощность же портативок зачастую та же, что и у автомобильных станций без усилителя. Например, компактный трансивер "Беркут-803", при питании от восьми батареек типа АА выдает мощность 8 вт, в то время как большинство автомобильных раций имеют мощность от 4-х до 10-ти ватт.

Еще один важный параметр - количество каналов трансивера. Всего в СиБи диапазоне, простирающемся с 26.970 МГц по 27.850 МГц - 80 каналов, сгруппированных в 2 сетки, то есть по 40 каналов в сетке. Есть еще так называемый расширенный диапазон, где сеток пять, а каналов соответственно двести. Выпускающиеся станции могут иметь как один канал (некоторые "Беркуты"), так и полный набор из пяти сеток. Однако наиболее часто используются 40 каналов сетки "С". Для установки в экспедиционный внедорожник этих сорока каналов вполне достаточно, тем более, что 15-й канал (частота 27.135 мГц, амплитудная модуляция) именно этой сетки наиболее популярен среди водителей грузовиков и джипов. Таким образом, если трансивер имеет только сорок каналов - это всегда будет сетка "С", если каналов 80 - речь идет о сетках "C" и "D".

Следует иметь в виду, что существует два стандарта фиксации каналов. Один - так называемая европейская сетка - определяет частоту канала "по пятеркам", то есть канал 15 сетки "С" будет иметь центральную частоту 27.135 МГц - последняя цифра - 5. В то время как в другом стандарте - российской сетке, тот же 15-й канал будет на частоте 27,130 МГц, здесь центральная частота определяется "по нулям". Из столь незначительного сдвига в частоте следует, тем не менее, полная несовместимость между трансиверами. К счастью почти все радиостанции после небольшого вмешательства в их конструкцию легко перестраиваются из нулей в пятерки и наоборот. Надо также заметить, что большинство пользователей этого вида связи предпочитают европейскую сетку. Однако если вы уверены, что вам понадобятся обе сетки, следует обратить внимание на станции с возможностью сдвига частот на -5 Кгц. В обычном режиме такой прибор работает в европейской сетке частот, а при включении функции сдвига - перестраивается в российскую. Из автомобильных станций этой функцией обладает Maycom EM-27.

Также следует обратить внимание на чувствительность приемника радиостанции. У выпускающихся ныне приборов чувствительность обычно указывается на уровне 0,5 или 1 мкВ. При этом станция с чувствительностью 0,5 мкВ слышит вдвое лучше, чем аналогичная в остальном, но с чувствительностью приемника на уровне 1мкВ. Особняком по этому параметру стоят российские радиостанции "Беркут", с чувствительностью на уровне 0,12 мкВ, при соотношении сигнал/шум 10 дБ. К сожалению, малое число каналов и наличие только частотной модуляции ограничивают возможность их применения.

Есть еще одна особенность, которую нужно учесть при установке радиостанции в машину. Дело в том, что производители антенн стараются, чтобы их изделие приемлемо работало во всем диапазоне, однако наилучшие результаты показывают согласованные антенны. Согласовать антенну - значит привести КСВ (коэффициент стоячей волны) на входе в радиостанцию к значению, близкому к единице. Это достигается путем запайки накоротко нескольких витков на её катушке, то есть изменением длины антенны до точного соответствия определенной части длины волны. Такая процедура приводит к тому, что антенна идеально работает на конкретном канале, и перед настройкой нужно решить, какой из каналов вы собираетесь использовать чаще всего. Логично сделать самым дальнобойным один из каналов сетки "С", например уже упомянутый пятнадцатый. Согласовывать лучше уже установленную на машину аппаратуру, так как длина кабеля от антенны до трансивера тоже имеет значение.

В заключение остается посоветовать доверить установку радиостанции в машину профессионалу, который сможет учесть все особенности конкретного случая и ваши пожелания. Получить разрешение на пользование радиостанцией можно в местном отделении Укрчастотнадзора, для этого нужно знать серийный номер и модель трансивера, иметь при себе гражданский паспорт и техпаспорт автомобиля

Источник - http://napravlenie.od.ua/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 




Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB